Комитет Госдумы одобрил масштабную судебную реформу, предложенную Верховным Судом
Комитет Госдумы по госстроительству и
законодательству одобрил масштабную реформу судов общей юрисдикции,
предложенную Верховным судом.
ВС предлагает создать отдельные
апелляционные и кассационные суды, чтобы обеспечить объективность и
независимость судопроизводства на экстерриториальной основе. Для этого
будут созданы 5 надрегиональных апелляционных и 9 кассационных судов по
аналогии с арбитражной моделью. Новые суды будут действовать в составе
президиума, коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по
делам военнослужащих.
Апелляционные суды будут рассматривать дела в качестве суда
апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на не вступившие в силу
судебные акты, принятые в первой инстанции, а также дела по новым и вновь
открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного
апелляционного округа.
Кассационные суды будут являться вышестоящей инстанцией для
федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории
соответствующего кассационного судебного округа. В его компетенцию будет
входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и
представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по
новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
В законопроекте содержатся предложения о размещении вновь создаваемых судов
в определённых городах. Однако, как отметил Павел Крашенинников, этот вопрос
должен прорабатываться ко второму чтению законопроекта с учетом экономической и
судебной активности, транспортной составляющей и уровня преступности по
регионам. Также должно приниматься во внимание наличие в этих городах
апелляционных и кассационных арбитражных судов, поскольку представляется
целесообразным не располагать в одних и тех же городах несколько судов.
Предполагается, что формирование штатной численности создаваемых судов будет осуществляться, в том числе за счет перевода судей и сотрудников аппарата из судов областного звена. После передачи этими судами полномочий по рассмотрению дел в кассационном и апелляционном порядке часть судей и сотрудников аппарата могут быть переведены в новые суды. При этом ожидается, что часть должностей в областных судах будет сокращена, поэтому в законопроекте содержатся предложения по выплате выходных пособий тем сотрудникам, которые не войдут в новые структуры.
– Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству.
Крашенинников также отметил, что проведение реформы потребует и других
затрат – например, на оборудование рабочих мест и залов судебных
заседаний, на переезд сотрудников и их семей в создаваемые суды и др. В связи с
этим, между первым и вторым чтением, законотворцам предстоит проработать
переходные положения. Кроме того, необходимо будет внести изменения и в
процессуальное законодательство. "Все это займет немало времени между
первым и вторым чтением", – считает депутат.
В целом Крашенинников ожидает, что принятие законопроекта
позволит обеспечить независимость и самостоятельность функционирования
инстанций в судах общей юрисдикции, снизит коррупционные риски и влияние
региональных связей. Но эффект от реформы не будет мгновенным – депутат
считает, что придется подождать пять – десять лет.