Правомерен ли отказ в возмещении НДС на том основании, что налогоплательщик и его контрагенты не находятся по адресам, указанным в ЕГРЮЛ?

Налоговые дела

Правомерен ли отказ в возмещении НДС на том основании, что налогоплательщик и его контрагенты не находятся по адресам, указанным в ЕГРЮЛ? Может ли организацией в период проведения в отношении нее камеральной налоговой проверки быть принято решение об изменении места ее нахождения? В каких случаях накладывается штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ при подаче декларации о возмещении НДС? Какой налоговый орган должен принять решение о возврате НДС при постановке на учет в другой налоговый орган во время проведения камеральной налоговой проверки?

7 ноября 2017

Ответ нашего специалиста

Отсутствие контрагента и самого налогоплательщика по своему местонахождению не является основание для отказа в возмещении НДС.

Штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ может быть начислен только в случае, когда налоговым органом будет признано неправомерным применение налоговых вычетов в сумме, превышающей сумму налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения.

Решение об изменении места нахождения организации и о внесении соответствующих изменений в учредительные документы может быть принято в период проведения в отношении организации камеральной налоговой проверки.

Возврат налога на добавленную стоимость целесообразнее производить по новому месту учета налогоплательщика.

 

Обоснование вывода:

 

1. Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Именно этот адрес, указанный в учредительных документах, на практике называют юридическим адресом организации, хотя само гражданское законодательство такого понятия не содержит.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о регистрации). Сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица подлежат обязательному включению в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) как адрес, по которому осуществляется связь с этой организацией (пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона о регистрации).

Возможность принятия уполномоченным органом юридического лица решения об изменении места нахождения организации и о внесении соответствующих изменений в учредительные документы не поставлена законодательством в зависимость от того, проводится ли в отношении организации камеральная налоговая проверка. Поэтому такое решение может быть принято в том числе и в период проведения в отношении организации камеральной налоговой проверки.

2. Согласно пунктам 1, 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 53 от 12.10.2006 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, в частности учет расходов по налогу на прибыль, применение налоговых вычетов по НДС, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности, осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

В соответствии с п. 4 этого постановления налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отсутствие контрагента и самого налогоплательщика по своему месту нахождения не опровергают факт реальной хозяйственной операции, поэтому сами по себе не могут являться основанием для отказа налогоплательщику в применении налогового вычета по НДС без совокупности доказательств, подтверждающих получение заявителем необоснованной налоговой выгоды по взаимоотношениям с контрагентами (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30.04.2008 N Ф04-2727/2008(4430-А03-42), АС Поволжского округа от 17.03.2015 N Ф06-21349/13 по делу N А12-16049/2014, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.01.2014 N Ф02-6186/13 по делу N А19-348/2013).

3. Статья 122 НК РФ предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).

По общему правилу, налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению, представляет собой положительную разницу между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Поэтому штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога, предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ, может быть начислен только в случае когда налоговым органом будет признано неправомерным применение налоговых вычетов в сумме, превышающей сумму налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и, как следствие, вынесено решение о полном либо частичном отказе в возмещении налога на добавленную стоимость.

4. Согласно ст. 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы НДС, заявленной к возмещению, путем проведения камеральной налоговой проверки, которая в соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ проводится в течение трех месяцев. По окончании этой проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично) (п. 7 ст. 176 НК РФ).

В силу п. 6 ст. 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

Отметим, что конкретных сроков подачи такого заявления нормами главы 21 НК РФ не установлено, поэтому представить заявление о возврате на расчетный счет сумм налога на добавленную стоимость возможно одновременно с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость либо в любой момент в ходе камеральной налоговой проверки до момента вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

В случае изменения места нахождения организации снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете на основании сведений, содержащихся, соответственно, в ЕГРЮЛ. При этом постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения организации (п. 4 ст. 84 НК РФ). Кроме того, все данные о недоимках и переплатах налоговый орган по старому месту учета передает в налоговый орган по новому месту учета, в котором открываются одновременно карточки расчетов с бюджетом (РСБ).

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 9, п. 1 ст. 30 НК РФ и ст.ст. 1, 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1) одним из участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, выступают налоговые органы, которые составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Ранее в судебной практике преобладала правовая позиция, изложенная в постановлениях Президиума ВАС РФ от 30.05.2006 N 1334/06 и от 22.04.2008 N 17520/07, в соответствии с которой обязанность по возврату НДС, предусмотренная ст. 176 НК РФ, не исполненная инспекцией по прежнему месту налогового учета, переходит к налоговому органу по месту нового учета налогоплательщика (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.08.2009 N А56-2918/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.01.2009 N А32-5530/2008-4/149, ФАС Северо-Западного округа от 08.09.2008 N А56-27275/2007, ФАС Московского округа от 25.04.2011 N Ф05-2719/11 по делу N А40-47225/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 31.05.2010 по делу N А70-10269/2009).

При этом повторно подавать заявление о возмещении по новому месту учета уже не нужно (постановления ФАС Московского округа от 04.05.2009 N КА-А40/3117-09, от 26.11.2008 N КА-А40/10914-08).

В некоторых судебных постановлениях был отражен и другой подход, согласно которому НДС должна возместить та налоговая инспекция, в которую фирма подала декларацию (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.12.2006 N А56-51174/2004).

Эта позиция судов в настоящее время закреплена в п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, где указано, в частности, что по поданным ранее и не рассмотренным налоговым декларациям, заявлениям (в том числе по декларации, в которой заявлен к возмещению налог на добавленную стоимость) налоговый орган по прежнему месту учета соответствующего налогоплательщика обязан вынести решения по существу, а также совершить необходимые действия, связанные с принятием и исполнением этих решений.

Мы полагаем, что подобная позиция, учитывая нормы п. 3 ст. 9, п. 1 ст. 30 НК РФ и ст.ст. 1, 2 Закона N 943-1, не бесспорна, прежде всего потому, что выявление обстоятельств, препятствующих возврату НДС в порядке ст. 176 НК РФ, возможно только налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете. Поэтому, по нашему мнению, целесообразнее подать заявление о возврате налога на добавленную стоимость по новому месту учета налогоплательщика.


Консалтинговая компания «Лэджи Консалтинг»
E-mail: https://ledgi.ru
Телефон: 8 800 550-12-66;  8 903 792-86-86